Распечатать

Методические рекомендации по разработке документации для подготовки и проведения КШУ на объекте экономики

Командно-штабные учения проводятся на объектах и в организациях для отработки вопросов выполнения мероприятий ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Они являются высшей и наиболее эффективной формой обучения и подготовки руководства, администрации и специалистов органов управления РСЧС и ГО к выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.
Сущность обучения на фоне проведения КШУ заключается в действиях его участников при исполнении возложенных на них обязанностей (в соответствии с занимаемыми должностями) по выполнению мероприятий, предусмотренных планом ГО и планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Действия отрабатываются на фоне разнообразной динамичной обстановки, которая может сложиться на территории объекта, вблизи него, а также при аварии на потенциально-опасных объектах, если поражающие факторы будут воздействовать на деятельность объекта.
Основными целями проведения командно-штабных учений являются:
• совершенствование практических навыков должностных лиц, руководства и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в организации применения сил и средств, в управлении ими при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и решении задач гражданской обороны;
• достижение согласованности в работе органов управления ГОЧС и сил предупреждения и ликвидации ЧС объекта;
• проверка реальности планов ГО и планов действий сил по предупреждению и ликвидации ЧС;
• проверка эффективности выполненных и намеченных для выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в условиях ЧС природного и техногенного характера и в военное время;
• исследования различных аспектов проблемы защиты персонала и территорий от ЧС природного, техногенного и военного характера.
В целях полной и всесторонней проверки реальности разработанных планов действия сил и служб по ликвидации ЧС, оценки их готовности к выполнению задач, на учения могут привлекаться объектовые формирования (для объектов, на которых они создаются).
В данных рекомендациях приводится примерный перечень и основное содержание учебно-методических документов, разрабатываемых при подготовке к проведению КШУ.
При подготовке и планировании учения разрабатываются следующие документы:
приказ (распоряжение) о подготовке и проведении учения;
календарный план подготовки учения;
замысел учения с пояснительной запиской;
задания обучаемым для каждого из этапов учения;
план проведения учения и организационные указания по подготовке к нему;
план наращивания обстановки;
план проведения практических мероприятий на учении;
план материально-технического обеспечения и имитации (если такая проводится);
частные планы работы заместителей (помощников) руководителя учения и   старших посредников (посредников);
перечень и содержание вводных.
Перечень документов, разрабатываемых при подготовке учения, зависит от состава обучаемых, характера обстановки и может быть сокращен или расширен по решению руководителя учения.
Основанием для начала работ по разработке и подготовки учения служит соответствующий приказ руководителя группы объектов (объекта) на подготовку учения, отдаваемый не позднее, чем за два месяца до начала учения.
В приказе определяются: тема, сроки, состав обучаемых и продолжительность учения, назначаются руководитель, заместители (помощники), начальник штаба и штаб руководства учением, аппарат руководства, определяются сроки разработки замысла, и документов учения, меры безопасности, организация материально-технического обеспечения, табель донесений, представляемых руководству, другие вопросы, связанные с обстановкой в районе проведения учения.
Приказ доводится до руководящего состава органов управления и сил, привлекаемых на учение, в части их касающейся.
Календарный план подготовки учения служит рабочим документом штаба руководства по подготовке учения. В плане определяются состав разрабатываемых документов, ответственные исполнители, очередность и сроки исполнения мероприятий по подготовке учения. Все мероприятия плана распределены по разделам, В разделах плана отражаются: состав организационных мероприятий по подготовке учения; порядок и сроки подготовки руководства, штаба руководства, посредников, обучаемых; пунктов управления, системы связи и оповещения, а также меры материально-технического обеспечения учения и контроля за ходом его подготовки.
Замысел учения является одним из важнейших документов, разрабатываемых штабом руководства. На основе замысла готовятся все остальные документы учения.
Он разрабатывается на карте (плане, схеме) с текстуальной пояснительной запиской, справочными таблицами и необходимыми расчетами.
В замысле отражается решение руководителя на каждом этапе проведения учения, создаваемая обстановка, а также способы, силы и средства руководителя, предусматриваемые для достижения поставленных целей учения. При разработке замысла учения руководствуются задачами, изложенными в организационно-методических указаниях по подготовке органов управления, сил ГО и территориальных подсистем РСЧС на текущий год, плана гражданской обороны и плана действий но предупреждению и ликвидации ЧС объекта. В замысле, оформленном графически, отражаются:
• тема, учебные цели, время проведения учения, состав участников (привлекаемые органы управления, силы и средства);
• исходная обстановка - пункты управления, районы (места) дислокации (размещения) сил и средств РСЧС и ГО (в зависимости от темы проведения учения), зоны разрушений, маршруты эвакуации, приемные эвакопункты, пункты временного размещения, зоны возможного катастрофического затопления, радиационная, химическая и биологическая обстановка вследствие аварий на потенциально опасных объектах и другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов;
• этапы - их наименование, продолжительность, основные учебные вопросы и время для их отработки;
• районы, участки розыгрыша этапов учения (при необходимости: указывают места проведения тактико-специальных учений, проводимых в рамках командно-штабного учения);
• нормы расхода материально-технических средств (если планируется проведение практических мероприятий).
Данные обстановки, которые не могут быть отражены графически, показываются в таблицах. В табличной форме представляются сведения: о метеоусловиях, численности персонала объекта и его обеспеченности средствами индивидуальной защиты, об объемах аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ (АСДНР), возможностях формирований объекта и другие данные. Таблицы и справочные материалы используются руководством и посредниками в плане наращивания обстановки для создания поучительной обстановки и объективной оценки состояния готовности объектовых органов управления и формирований по реагированию на ЧС.
После разработки проекта замысла начальник штаба руководства учения согласовывает его с территориальным органом управления ГОЧС и, не позднее 30 суток до начала учения, утверждает у руководителя учения.
В пояснительной записке к замыслу учения обычно указываются: состав участников учения и их задачи, общий характер исходной обстановки, обстановка, создаваемая на последующих этапах, порядок проведения учения (наименование этапов, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени), частная обстановка по наиболее важным этапам учения, учебные вопросы и порядок их отработки, практические мероприятия, организация руководства учением, время, место и порядок проведения разбора.
Задание обучаемым должно содержать разделы: общей и частной обстановки, справочные данные и конкретные указания обучаемым к чему быть готовым при отработке задач на каждом этапе учения. Задание является исходным документом для непосредственной подготовки к учению обучаемых - руководящего состава, органов управления ГОЧС, сил РСЧС и ГО.
В разделе «Общая обстановка» излагаются: характеристика территории района расположения объекта, природно-климатические и метеоусловия, время дня (ночи) и особенности потенциальных источников возникновения ЧС, оценка социально-экономической ситуации, масштабов и последствий ЧС.
В разделе «Частная обстановка» указывается состояние органов управления, сил и средств РСЧС или ГО, в зависимости от темы проведения учения, обстановка на объекте, другие сведения, побуждающие обучаемых к действиям на учениях.
В разделе «Справочные данные» сообщаются сведения, необходимые для обоснования принимаемых решений и уточнения планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе по укомплектованности и оснащенности органов управления и сил, сигналы управления, взаимодействия, позывные должностных лиц для связи, сведения о состоянии коммуникаций, метеоусловиях и другие сведения, необходимые для ориентировки обучаемых и принятия решения.
В разделе «Исполнить» даются указания участникам учения: что следует изучить и оценить по обстановке, что следует исполнить и к чему быть готовым в ходе отработки учебных вопросов. Задание по исходной обстановке обычно вручается «обучаемым» заблаговременно. К заданию может прилагаться карта или схема исходной обстановки.
План проведения учения является основным документом, разрабатываемым для подготовки и проведения учения.
В плане в краткой форме отражаются: замысел руководства по этапам и общая последовательность проведения учения, указывается тема и цели учения, состав участников, время и место его проведения, этапы, их продолжительность и учебные вопросы. Отражается содержание вводных, работа руководителя учения, заместителя (помощников) и посредников па этапах, ожидаемые действия обучаемых, в том числе, по выполнению практических мероприятий, время начала и окончании учения.
Степень детализации плана проведения учения зависит от масштаба и целей учения, состава его участников, уровня профессиональной подготовки личного состава штаба руководства и посредников.
План проведения учения (замысел) служит основой для разработки частных планов работы заместителей и помощников руководителя, посредников, а также и других документов учения.
Для эффективного руководства обучением может разрабатываться личный план работы руководителя и частные планы работы заместителей.
В личном плане руководителя учения обычно указывается: время и места его работы по этапам учения, состав проводимых мероприятий, привлекаемых участников учения, контролируемых должностных лиц и времени их заслушивания в ходе учения, указываются места и время проведения практических мероприятий, вопросы оказания помощи обучаемым и др.
Частные планы работы заместителей руководителя учения и посредников разрабатываются на основе плана проведения учения.
В частных планах обычно указываются: тема, общие и частные учебные цели учения для соответствующих категорий обучаемых, состав участников учения, этапы учения, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени, учебные вопросы и время на их отработку, содержание вводных, работа обучаемых, работа заместителя (помощника) руководителя, посредника, порядок наращивания обстановки (время и способы вручения вводных), сигналы управления, необходимые справочные данные (расчеты), сроки представления докладов руководителю учения, время окончания учения, проведения общего и частных разборов учения.
Частные планы согласовываются с начальником штаба руководства и утверждаются руководителем учения.
План наращивания обстановки разрабатывается посредниками и группой розыгрыша учения на основе плана (замысла) проведения учения и содержит: названия этапов, время их проведения (оперативное и астрономическое), учебные вопросы на  этапах, содержание изменений оперативной обстановки, решение вышестоящей инстанции по обстановке, способ доведения изменений обстановки, время и должность лица, которому они должны доводиться.
В ходе учения по решению руководителя КШУ в план могут вноситься изменения, побуждающие обучаемых корректировать намеченные действия в направлении, требуемом руководителю.
Основными способами наращивания обстановки являются: доведение до органов управления и сил установленных сигналов управления и взаимодействия; личное вручение новых данных обстановки и распоряжений вышестоящих инстанций. Наращивание обстановки в ходе учений должно производится таким образом, чтобы побуждать, обучаемых своевременно реагировать на ее изменения и принимать все меры дли успешного выполнения своих функциональных обязанностей в сложившихся условиях обстановки.
Для наращивания обстановки могут использоваться технические средства связи и непосредственное общение обучаемых с посредниками.
Решения обучаемых и результаты действий сил по обстановке немедленно докладываются  руководителю учения и в группу розыгрыша. Руководство учением (посреднический аппарат) оценивают их с тем, чтобы определить какие необходимо  внести дополнения в ранее разработанный план наращивания обстановки   Обстановка должна наращиваться непрерывно, в реальном масштабе времени. Наиболее существенные изменения обстановки на объекте доводятся в форме оперативных скачков при переходе от одного этапа обучения к другому. При создании новой оперативной обстановки обучаемым должны сообщаться произошедшие изменения обстановки на объекте и в состоянии сил. При этом должна соблюдаться определенная логически обоснованная преемственность этапов учения.
Заместители руководителя учения в ходе наращивания обстановки осуществляют контроль за действиями обучаемых, оценивают качество и эффективность практических действий, представляют донесения в штаб руководства, оказывают помощь обучаемым в исполнении функциональных обязанностей и готовят материалы оценки действий обучаемых в разбор учения. Представляемые донесения должны быть краткими по форме и содержать конкретный материал с фактами и числовыми показателями эффективности принимаемых по обстановке решений, слаженности действий и подготовленности персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Качественная подготовка и поучительное проведение командно-штабных учений способствуют приобретению руководящим составом прочных навыков в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся обстановки при угрозе возникновения, предотвращении развития и ликвидации ЧС.
    

Размещен:
24.02.2010 8:52:32|
Изменен:
08.07.2010 11:20:33

В начало страницы

г. Ростов-на-Дону, ул. Города Волос, 11

dpchsro2@donpac.ru

© Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области