Распечатать

Методические рекомендации по снабжению питьевой водой населения в условиях ограниченного или полного отсутствия централизованного водоснабжения.

В соответствии с существующими в настоящее время методическими рекомендациями  по обеспечению населения водой в условиях ограниченного или полного отсутствия централизованного водоснабжения  предлагаем рассмотреть и принять к руководству наиболее целесообразный порядок действий.
1.Определить потребное количество воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия.
2.Установить возможности обеспечения пострадавших питьевой водой за счет собственных резервов (колодцы и скважины).
3.Уточнить состояние и возможности использования действующих и поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов:
- оборудовать недостающие пункты забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару ( при подключении резервных скважин с указанием мест разбора воды в передвижную тару из резервуаров питьевой воды (РПВ), водоводов);
- организовать подвоз недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подачу ее по временным водоводам. При отсутствии достаточного количества необходимой техники для осуществления подвоза воды населению и объектам экономики, направить заявки в Администрацию Ростовской области;
- задействовать все сохранившиеся и вновь оборудованные системы водоснабжения, и автономные водозаборы, водоочистные сооружения и установки;
- использовать простейшие способы добычи и очистки воды, в том числе и самим населением;
- ввести нормирование водопотребления и усиленный контроль качества воды;
- организовать восстановление и ремонт поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений (жилищно-коммунальные хозяйства и инженерная служба).

Избежать тяжёлых последствий при нарушении водоснабжения позволит  проведение предварительных мероприятий  до наступления  чрезвычайной ситуации, а так же правильное и своевременное информационное обеспечение ликвидации чрезвычайной ситуации и её последствий.

Предлагаем рассмотреть существующие концепции решения проблемы.

1. Подвоз воды автоцистернами (водовозками) с наполнением последних питьевой водой из существующих источников питьевой воды.
2. Подвоз воды автоцистернами (водовозками) с наполнением питьевой водой из резервуаров станций для очистки воды (фильтровальная станция - резервуар - насос - заливка в водовозку).
3. Заключение контрактов на поставку разлитой и упакованной питьевой воды для первоочередного обеспечения населения на случай ЧС с отсроченным сроком исполнения.
4. Закупка разлитой и упакованной питьевой воды и хранение её на складах.
5.Закупка автоматов для розлива и упаковки воды и заключение контрактов с владельцами скважин на разлив воды на случай ЧС.
5. Комбинированный - иметь закупленный резерв воды (на первые сутки, пока не будет организован подвоз воды, не развернется водоочистительная станция), водоочистительную станцию и водовозки.

Для принятия окончательного решения на выбор способа обеспечения питьевой водой населения в районе ЧС необходимо предварительно оценить наличие источников водоснабжения в пределах муниципального образования, их производительность и возможности по забору воды.
С этой целью представляется целесообразным составить базу данных, в которую включить перечень источников водоснабжения (водозаборы, насосные станции, водоочистные станции (ВС), скважины, резервуары питьевой воды (РПВ), гидранты, колонки, водонапорные башни, водоёмы и другие), составить схему размещения их в населённых пунктах с указанием ведомственной принадлежности и мощности по водопотреблению.
Так же необходимо произвести расчёт возможностей оборудования и потребности питьевой воды исходя из прогнозируемого количества пострадавшего населения и продолжительности ЧС при различных режимах работы:
 - в условиях штатной эксплуатации;
- при отключении в определенной последовательности отдельных водопотребителей при снижении производительности системы водоснабжения;
- при выключении из работы части или всех водозаборов;
- при подключении резервных скважин с указанием мест разбора воды в передвижную тару из РПВ, водоводов и др.
Через ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» получить сведения о пригодности источников водоснабжения для питья и приготовления пищи по проведённым лабораторным исследованиям с целью уточнения и выработки предложений по снижению медико-санитарных последствий.
Принимая во внимание возможные нестыковки и другие неожиданные проблемы представляется целесообразным составить и утвердить совместный план действий муниципальных служб, оценить возможности по доставке воды, произвести расчёт потребности водоснабжения для питья и приготовления пищи из расчёта на сутки.
В соответствии с требованиями к обеспечению пострадавших в чрезвычайных ситуациях питьевой водой (ГОСТ Р 22.3.01-94 «Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования») нормы обеспечения населения водой составляют (л./чел.-сут.):
- питье - 2,5 -5 л.;
- приготовление пищи, мытье кухонной посуды, индивидуальной посуды, лица и рук - 7,5 л;
-  удовлетворение санитарно-гигиенических потребностей человека и обеспечение санитарно-гигиенического состояния помещения - 21 л.
В соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» в муниципальном образовании должен быть сформирован запас питьевой воды на всё население на трое суток.
Анализ чрезвычайных ситуаций с нарушением водоснабжения в Ростовской области показывает, что обеспечение питьевой водой осуществлялось комбинированно:
1.Подвоз питьевой воды осуществлялся  специально предназначенными для этих целей автоцистернами с раздачей  воды в определённых точках.
2. Многократно возрос объём реализации в местах продажи бутилированной воды (было дополнительно доставлено и реализовано населению).
3. В целях обеспечения  населения питьевой водой разворачивались и работали  станции комплексной очистки воды.
Как правило, население проживающее в частном секторе, в достаточной мере бывает обеспечено водой из колодцев и скважин на личных подворьях и в целом не испытывает проблем из-за отключения водоснабжения.

Для принципиального принятия решения, возникает необходимость выбрать наиболее приемлемый способ обеспечения населения питьевой водой в зоне ЧС методом:
1. Подвоза воды автоцистернами (водовозками) с наполнением последних питьевой водой из существующих источников питьевой воды.
Проблемные вопросы: сан. паспорт, дезинфекция цистерн, наличие источников водоснабжения.
2. Подвоза воды автоцистернами (водовозками) с наполнением питьевой водой из резервуаров станций для очистки воды (фильтровальная станция - резервуар - насос - заливка в водовозку). Как вариант - аналог мобильной установки очистки поверхностных вод «Исток-М» (производительность до 120 м3/сут.) и аналог лёгкого пожарного модуля «Ермак» - перевозится на любом автомобиле, комплектуется по заказу мягкой ёмкостью 4.5 тыс. литров). Комплектность: мотопомпа НР -15, ёмкость для воды РДВ 4500, рукав всасывающий 5м.-1 шт., рукав пожарный диаметром 25 мм. подающий - 80м., то же диаметром 40 мм. подающий -20м., ствол пожарный - 3 шт. При необходимости может использоваться для тушения пожаров.
Проблемные вопросы: необходимость закупки станции и резервуаров типа РДВ. Цикл работы 12 час. (необходимость обслуживания), обучение обслуживающего персонала.
3. Заключения контрактов на поставку разлитой и упакованной питьевой воды для первоочередного обеспечения населения на случай ЧС с отсроченным сроком исполнения.
Проблемные вопросы: не требует затрат до наступления ЧС, но оплата производится по факту поставки, необходимость погрузочных команд и автотранспорта для доставки и оборудования.
4. Закупки разлитой и упакованной питьевой воды и хранение её на складах (склады ГО как вариант).
Проблемные вопросы: отсутствие персонала для обслуживания, необходимость освежения (срок хранения до 3- х лет, необходимость погрузочных команд и автотранспорта для доставки.
5. Закупки автоматов для разлива воды и упаковки в 5-ти литровые полиэтиленовые пакеты ( как вариант аналог «Зонд-Пак») и заключение контрактов с владельцами скважин на розлив воды на случай ЧС.*
* Автомат предназначен для розлива и упаковки питьевой воды и других жидких продуктов в полиэтиленовые пакеты с евроручкой объёмом 1, 2, 3, 4 и 5л. Пакеты представляют собой пищевую пленку толщиной 100-110 мкр. и шириной 590 мм, соответствующую требованиям ТУ 6-19-353-87.
Экономичная, экологически безопасная упаковка, удобная для складирования и хранения питьевой воды. Плёнка сохраняет все качественные свойства питьевой воды (минеральный состав и чистоту продукта) с момента упаковки. Полиэтиленовый пакет является одноразовой упаковкой: его нельзя открыть и запаковать вне пределов предприятия изготовителя, т. к. необходимо специальное оборудование.
Производительность автомата до 10 пакетов (5 литров) в минуту или 3 тонн воды в час. Учитывая тот факт, что срок хранения разлитой вакуумным способом воды - до трех лет, можно создать необходимый постоянный запас питьевой воды на случай ЧС.
Проблемные вопросы: затраты на закупку, установка и хранение автоматов, отсутствие специалистов для работы и обслуживания, накопление заполненной тары, погрузочные команды и транспорт для доставки к пострадавшим.
5. Комбинированного - иметь закупленный резерв воды (на первые сутки, пока не организуется подвоз воды или не развернется водоочистительная станция), водоочистительную станцию и водовозки.
Принято считать, что наиболее приемлемым является комбинированный способ, т.е. когда уже имеются (хранятся ) запасы разлитой и упакованной воды.

В настоящее время все предлагаемые варианты технически осуществимы.
До принятия решения целесообразно проанализировать достаточность имеющихся (привлекаемых) сил и средств для обеспечения населения питьевой водой, рассмотреть возможность закупки имущества и оборудования, а так же  предусмотреть финансовые средства на приобретение транспортных средств для подвоза питьевой воды в соответствии с нормами, определёнными 22.3.006-87 «Система стандартов Гражданской обороны СССР. Нормы водообеспечения населения».
Кроме вышеизложенного необходимо проработать варианты хранения (оценить наличие площадей для хранения, наличие и подготовку персонала).
После принятия решения и выбора варианта обеспечения питьевой водой подобрать необходимое оборудование.
В последующем провести корректировку расчётов и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам аварий на объектах водоснабжения. Для правильной и безопасной эксплуатации подобрать и обучить в специализированных учреждениях специалистов.
Для получения полной информации по имеющимся возможностям и практическому применению существующих автономных средств очистки, розлива, упаковки, хранения и подвоза воды, а так же автоцистернам - рекомендуем обращаться в отдел материально - технического обеспечения департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области.

Размещен:
24.02.2010 8:52:21|
Изменен:
17.01.2013 0:35:20

В начало страницы

г. Ростов-на-Дону, ул. Города Волос, 11

dpchsro2@donpac.ru

© Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области