Распечатать

Защитить детей в кризисной ситуации

События последних лет (взрывы домов, террористические акции, захваты заложников, события в Беслане, рост числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) в очередной раз поставили вопрос о создании системы психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.
Неизбежное следствие экстремальных ситуаций — разрушение базовой потребности человека — потребности в безопасности, нарушение стабильной картины мира. Это приводит к тяжелым отсроченным последствиям: невротизации, депрессивным состояниям, потере веры в себя, потере перспективы – и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одного конкретного человека, но и целых социальных групп.
Эти факты заставляют говорить о том, что вопросы, связанные с оказанием психологической помощи в чрезвычайных ситуациях приобретают государственное значение.
Особое место в системе психологической безопасности занимает информационно-психологический аспект, связанный с формированием массового сознания населения.
 В определенном смысле система образования, так же как и средства массовой информации, влияет на психологический настрой общества, поскольку она формирует у ребенка систему ценностных ориентаций, мироощущение, ощущение защищенности и перспектив развития личности.
Общая нестабильность порождает чувство неуверенности не только в завтрашнем дне, но и в собственных силах. Погруженность в собственные проблемы не оставляет времени и сил на понимание нужд близких людей, что приводит к дисгармонии во взаимоотношениях. Именно ощущение невозможности что-либо изменить без посторонней помощи приводит многих пострадавших в чрезвычайных ситуациях к психологу.
К сожалению, все чаще среди пострадавших в кризисных и чрезвычайных ситуациях оказываются дети.
В данном материале приводятся некоторые взятые из различных источников и обобщенные рекомендации по планированию действий в кризисных ситуациях в образовательной среде и преодолению их последствий.

Планирование действий в кризисных ситуациях.
К кризисам, могущим широко повлиять на учащихся, преподавателей и администрацию школ можно отнести: несчастный случай с учащимся или преподавателем, самоубийство или смерть, грубое насилие (например, групповые «разборки»), захват заложников, пожар в школе или природные бедствия (например, ураган). К некоторым типам кризисных ситуаций можно подготовиться, другие практически не оставляют времени для предварительного планирования.
Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, их психологических особенностей. Правильно выбранная линия поведения при возникновении кризисной ситуации уменьшает ее негативное влияние, а также

После теракта в школе г. Беслана

позволяет быстрее вернуться к нормальной жизнедеятельности и предотвратить возможное появление негативных психосоциальных последствий.
Чаще всего педагогический состав образовательного учреждения задается вопросами: что делать в первое время после ЧС, что делать на следующий день, каким образом обеспечить психологическую безопасность в последующем?
Накопленный опыт стран, в которых наиболее часто складываются кризисные ситуации, в том числе и в образовательной среде (США, Израиль, Франция), показывает, что в каждом образовательном учреждении необходимо иметь четкий план действий в кризисных ситуациях. Такой план должен охватывать разные аспекты безопасности учащихся и персонала — физической, психологической и эмоциональной.
В антикризисный план целесообразно  включать блоки: организационный (кто отвечает за планирование и порядок действия в ЧС), методический (определяются критерии для оценки эффективности работы), ресурсный (материально-технические и кадровые).
При формировании каждого блока учитываются следующие факторы:
- какие ситуации, в образовательном учреждении определяются как чрезвычайные;
- по каким признакам определяется, что событие приобретает кризисный характер;
- порядок информирования о плане действий в случае возникновения кризисной ситуации, о ее угрозе и при ее возникновении;
-составляются алгоритмы поведения и действий персонала и детей в различных режимах деятельности образовательного учреждения;
- учебные мероприятия для проведения с сотрудниками и детьми;
- определяются учащиеся и сотрудники, возможно потребующие последующей психологической помощи;
- потребуются ли дополнительные ресурсы извне и возможный порядок их использования;
- порядок оценки действий в сложившейся ситуации;
- необходимость доработки и изменения кризисного плана;
В планируемые мероприятия по действиям в кризисной ситуации так же необходимо  включать:
- мероприятия по подготовке персонала;
- согласование планов действий с имеющимися территориальными  службами, в том числе социальной и психологической поддержки, органами внутренних дел, ГО и ЧС, здравоохранения;
- порядок и периодичность взаимодействия в повседневной жизнедеятельности антикризисных бригад с соответствующим территориальным органом.
Антикризисный план не должен содержать элементы формализма и составляться с учетом имеющихся реалий и возможных прогнозируемых кризисных ситуаций.
Для того, чтобы он стал рабочим документом, необходимо периодическое ознакомление с ним персонала, уточнение и корректировка технических и психологических аспектов при поведении в кризисной ситуации, регулярное проведение учебно-тренировочных мероприятий.
При подготовке к действиям в кризисных ситуациях в образовательном учреждении целесообразно рассмотреть следующее.
1.Кого вероятнее всего может затронуть кризисная ситуация. Администрация совместно с антикризисной бригадой и представителями службы экстренной психологической помощи рассматривает различные сценарии и определяет группы персонала и учащихся, которые могут быть вовлечены в кризисную ситуацию.             

 Тренировка с учащимися в г.Шахты 

2.Затронет ли это событие антикризисную команду? Каким образом?
8.Какие еще стороны могут быть затронуты кризисной ситуацией?
3.Кто и каким образом отдает распоряжения о начале действий по оказанию помощи и ликвидации последствий кризисной ситуации?
4.Каковы должны быть достигнуты цели в результате этой помощи? Как могут развиваться события в последующем, если в сложившуюся ситуацию вообще не вмешиваться?
5.Каковы должны быть  тактика и стратегия вмешательства?
6.Каковы должны быть критерии успешного вмешательства?
7.Какие ресурсы имеются в распоряжении администрации, каковы ограничения?
9.Возможно ли объединение усилий с другими образовательными учреждениями, ведомствами? С кем именно? Кто и каким образом будет осуществлять совместное координирование и руководство?                                  При планировании действий по оказанию помощи в кризисных ситуациях важно учитывать реальные потребности пострадавших: желание выжить, спастись, и как можно оперативнее установить контакт с близкими; получить информацию о происходящем с целью осмысления ситуации и ориентации в новых условиях; стремление установить контроль над происходящим.
Безусловно, никакой план, никакие профилактические меры не гарантируют полную безопасность, спокойствие, отсутствие экстремальных ситуаций, но они могут существенно снизить вероятность возникновения насилия в школе, дать возможность быстро и эффективно реагировать в ЧС, уменьшить ее жертвы и последствия в отношении школьного коллектива и психического здоровья детей и взрослых.
Почти всегда кризисные ситуации часто можно предотвратить, создав здоровую атмосферу в образовательном учреждении, вовлекая учащихся в творческую, интересную деятельность. Это является незаменимым средством по предотвращению одной из наиболее актуальных проблем в образовательной среде во многих странах мира - насилия.

Школьная антикризисная бригада.
Когда общий план разработан, уточняются детали: ход действий, время, место, ответственные, технические средства и т.д. Именно с целью разработки и реализации подобного плана действий в образовательных учреждениях необходимо создавать школьные антикризисные бригады. Все функции в такой бригаде должны быть заранее распределены.
Каждый член бригады должен знать:
кто отвечает за оповещение всех членов команды;кто составляет и регулирует систему коммуникации;

Тренировку с детьми проводят спасатели г.Таганрога
кто  занимается контролем слухов;
кто обеспечивает первую помощь (психологическую, социальную и медицинскую), взаимодействует со СМИ;
кто отвечает за эвакуацию и перевозку;
кто проводит индивидуальное и групповое консультирование;
кто планирует и проводит работу с последствиями кризисной ситуации.
За каждую функцию рекомендуется назначать ответственными  одного - двух членов бригады. На эффективности работы антикризисной бригады скажется  четкость и слаженность действий всех ее членов. Они должны иметь представление о естественных реакциях на стресс: разные люди могут реагировать очень по-разному в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, религиозных представлений, культурных ценностей.
С этой целью с членами антикризисной бригады регулярно проводятся тренировки и учения. Очень важно, чтобы работа антикризисной команды проводилась при поддержке внешнего консультанта, оказывающего помощь как на стадии формирования команды, ее обучения, так и при действиях в ЧС (этим специалистом должен быть представитель антикризисного подразделения или муниципальной службы экстренной психологической помощи).

Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации.
К сожалению, как ни готовиться к чрезвычайным ситуациям, они происходят. Они всегда неожиданны и требуют незамедлительного действия.
Что может сделать образовательное учреждение?
Заверить учащихся в том, что о них позаботятся и что педагогический коллектив готов к выпавшему на его долю испытанию.
Поддерживать стабильность в школе.
Обеспечить родителей и учителей необходимой информацией.
Школьные психологи и консультанты должны быть готовы к оказанию поддержки и консультированию в случае необходимости.
Выделить время для обсуждения случившегося.
Направить учащихся с наибольшей тревожностью, страхом, на дополнительную консультацию к специалисту.
Поставить в известность родителей.
Предоставить возможность для осуществления помогающих действий.
Обратить внимание на детей, недавно переживших тяжелое, травматическое событие, дополнительно их поддержать, помочь.
Не допускать ярлыков и обвинений.
Помнить, что реакция на травматическое событие зависит как от индивидуальных, так и от возрастных характеристик детей.
При организации мероприятий по ликвидации последствий кризисной ситуации, как и при любой операции, затрагивающей большое количество людей, необходимо помнить о том, что все шаги должны совершаться по хорошо продуманному плану.
В группу, принимающую план действий по ликвидации последствий, входят: руководитель образовательного учреждения, главные администраторы, представители школьной службы безопасности, консультанты, учителя и другие лица, отвечающие за проведение антикризисных работ. Планируется проведение общего собрания, групповая и индивидуальная работа. Определяются время, место и ответственные за проведение мероприятий.

Общее собрание.
Для проведения общего собрания назначаются помощники ведущего (из расчета примерно 1 ассистент на 10–20 учащихся), необходимые для выявления группы риска. Директор описывает ситуацию, информируя школу о случившемся, тем самым пресекая слухи, быстро появляющиеся и распространяющиеся при недостатке информации. Он должен дать понять в своей речи, что тяжелые чувства нормальны в этой ситуации, и проинформировать о тех возможностях, которые есть у учащихся, чтобы поговорить о своих чувствах (в группе или при индивидуальной консультации).
Проведение общего собрания имеет несколько задач:
1. Описать и поддержать проявление нормальной реакции горя (беседа о проявлениях горя, эмоциональных реакциях, ощущениях, связанных с потерей; объяснение, почему эти реакции могут быть адаптивными; затрагиваются чувства грусти, страха, растерянности).
2. Выявить учащихся, нуждающихся в дополнительном внимании.
3. Поддержать «здоровые» реакции и уменьшить обратные, предложить учащимся подумать о том, как можно справиться с трагедией.
Необходимо предусмотреть обсуждение деструктивных способов выхода из кризисных состояний: ведущий собрание спрашивает у аудитории, что учащиеся думают о таких путях выхода из стресса, как алкоголь, наркотики, агрессия. По крайней мере один - два человека обычно выражают непринятие таких форм поведения, что всячески поддерживается.
Особое место занимает работа по предотвращению самоубийства — она является также важной частью групповой работы, так как часто наблюдается увеличение риска самоубийства в случае смерти товарища. Очень важно предоставить информацию о возможности получения помощи, консультации. Если позволяет время, демонстрируются и кратко объясняются техники расслабления.

Работа в малых группах.
Помимо общего собрания необходима работа в малых группах (4–12 учащихся). Проводит такую работу специалист, прошедший обучение по оказанию помощи в кризисных ситуациях и способный определить тяжесть состояния ребенка. Цели подобны тем, которые ставились для общего собрания. Небольшое число учащихся в группе дает возможность для более тщательной и тонкой работы. Продолжительность занятия, как и общего собрания, 1–2 часа.
Выявление группы риска осуществляется в соответствии со следующими признаками:
отсутствие эмоциональной реакции у одноклассника, хорошо знавшего потерпевшего или являвшегося свидетелем инцидента;
неспособность ребенка совладать с эмоциями;
повышенное самообвинение, ярость, злость;
суицидальные намерения;
странное поведение;
центрированность на личных и семейных проблемах.
Работа с учащимися предполагает выполнение следующих шагов:
письменное изложение информации о происходящем (предоставить эту информацию и родителям);
сортировка проблем с помощью краткой и проблемно-ориентированной диагностики; дети, нуждающиеся в экстренной психологической помощи, например учащиеся с риском самоубийства, должны быть направлены в соответствующие службы; с остальными детьми может проводиться краткая непосредственная работа (обычно в групповой форме).
Последствия кризисной ситуации могут быть продолжительными, в связи с чем необходимо предусмотреть возможность психологического сопровождения учащихся, нуждающихся в психологической поддержке, а также проведение собрания через несколько недель после кризиса — для отслеживания реакции на предпринятые действия.

Правила, которые следует соблюдать родителям во время кризисных ситуаций
Ограничить просмотр новостей (это важно не только для ребенка, но и для взрослых).
Развернутая средствами массовой информации вокруг события кампания может быть сама по себе травматичной. Дошкольнику не стоит смотреть новости (да и младшему школьнику это делать совсем не обязательно). Если старший ребенок смотрит новости, смотрите вместе с ним, дайте ему возможность поделиться с вами теми чувствами и мыслями, которые у него возникают, подскажите в случае необходимости, как можно справиться с возникшим беспокойством. Будьте рядом. Для получения новостей лучше использовать радио, в связи с тем, что  зрительные образы могут быть особенно тяжелы для ребенка.
Следить за новостями один - два раза в день вполне достаточно, чтобы быть в курсе событий. Постоянный просмотр новостей может просто вывести из строя человека, для которого небезразлично горе другого. Конечно, когда болит душа за кого-то, хочется знать каждую минуту, что происходит, есть ли, наконец, какие-то изменения. Однако помните, что есть и более действенные формы сопереживания. В армянском языке есть поговорка, которую на русский язык можно перевести так: «Я возьму твою боль на себя». Вы можете сдать кровь, направить материальную помощь. Во многом именно наши действия, наше активное внимание и понимание помогают пострадавшим ощутить, что они не одни, да и нам самим понять, что мы не беспомощны, что мы нужны.

Как помогать пережившим травму.
1. Поощряйте человека рассказать вам о его чувствах.
2. Не ждите, что мужчина будет справляться с травмой лучше, чем женщина.
3. Говорите пострадавшему о своих чувствах и вашем сожалении о причиненной ему боли.
4. Напоминайте, что переживания человека нормальны.
5. Не пытайтесь уверять, что все будет хорошо, — это невозможно.
6. Не пытайтесь навязывать свои объяснения, почему все случилось.
7. Не говорите пострадавшему, что вы знаете, что он переживает. Вы не знаете этого.
8. Будьте готовы вообще не говорить. Пострадавшему может быть достаточно того, что вы рядом.
9. Говорите вашим друзьям и семье о своих чувствах. Помните, что, хотя вы сами и не были жертвой травмы, помогая пострадавшему, вы можете тоже оказаться травмированным.
10. Говорите вашим друзьям и семье о тех необычных физических ощущениях, которые могут быть связаны с вашей работой.
11. Не бойтесь, если пострадавший просит о более действенной помощи — например, обращении к профессионалу. И прибегайте по необходимости к такой помощи сами.
12. Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случившееся по-своему.
13. Не бойтесь спрашивать, как человек справляется с травмой. Но не задавайте вопросов о деталях травмы. Если человек говорит об этом, слушайте его. Самое хорошее — следовать за ним.
14. Не составляйте никаких планов восстановления для пострадавшего и для себя.

Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области обращается к педагогам и родителям! Доброта, защита, душевный комфорт в школе - это одно из главных  прав ребенка сегодня. Сохранить душевное равновесие ребенка становится в сегодняшней жизни главной задачей как родителей, так и педагогов. Мы должны защитить своих детей, но одновременно с этим не забывать вырабатывать у них собственные защитные навыки.

Заходите на Сайт ДПЧС Ростовской области. В последующих наших материалах мы постараемся   дать Вам как можно больше практических рекомендаций и советов, как защитить и уберечь наших детей в возможных кризисных ситуациях.


Размещен:
24.02.2010 8:52:21|
Изменен:
08.07.2010 13:00:11

В начало страницы

г. Ростов-на-Дону, ул. Города Волос, 11

dpchsro2@donpac.ru

© Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области