Распечатать

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПОРЯДКА ПОДГОТОВКИ К ВЕДЕНИЮ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ

1.Основные положения
     Методические рекомендации предназначены для использования руководителями органов местного самоуправления (организаций)- руководителями гражданской обороны муниципального образования (организаций), а также руководителями структурных подразделений, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при разработке Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) (далее – Порядок ведения ГО).
     Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, постановлением 1998, №7, ст.799;2002, №41, ст.3970; 2004,№25,ст.2482; 2004, №35, ст.3607; 2007,№26,ст.3076), Указом президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №28, ст. 2882; 2005, №43, ст.4376; 2008, №17, ст.1814; 2008, №47, ст.5431), во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №49, ст.6165), Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 ноября 2008 г. № 12740).
     Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) проводятся с целью решения задач гражданской обороны и осуществления соответствующих мероприятий.
Органы местного самоуправления самостоятельно, в пределах границ муниципальных образований, в соответствии с требованиями федерального законодательства:
     проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;
     проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
     поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
     проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
     проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
     создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
     Организации в соответствии с требованиями федерального законодательства в области гражданской обороны*:
     планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
     проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
     осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
     создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
     создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
     Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
     Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения в органе местного самоуправления (организации) осуществляется в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Основные положения по организации разработки Порядка подготовки
к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании и организации
    
     Разработку Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) организует высшее должностное лицо муниципального образования - руководитель гражданской обороны муниципального образования (руководитель организации- руководитель гражданской обороны).
     Разработка Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны осуществляется на основании распорядительного документа высшего должностного лица муниципального образования (руководителя организации).
     Распорядительным документом определяется орган, уполномоченный на решение задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создается объединенная рабочая группа специалистов (далее – рабочая группа) для разработки Порядка ведения ГО.
     В соответствии с особенностями подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в органе местного самоуправления (организации) в распорядительном документе могут отражаться другие организационные вопросы.
     Разработка Порядка ведения ГО включает три этапа:
     организационно-подготовительный – издание распорядительных документов, определение ответственных должностных лиц, основных задач и сроков выполнения поставленных задач, распределение обязанностей между членами рабочей группы;
     основной – разработка и оформление проекта Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании (организации);
     заключительный – согласование и утверждение Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании (организации).
    
Разработка проекта Порядка ведения ГО в органе местного самоуправления.
     Проект Порядка ведения ГО для городского округа и муниципального района разрабатывается в двух экземплярах и, до его утверждения, направляется на согласование в Главное управление МЧС России по Ростовской области и департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области.
     Проект Порядка ведения ГО для поселений разрабатывается в двух экземплярах и, до его утверждения, направляется на согласование в орган, уполномоченный на решение задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального района.
     После согласования с департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области или органом, уполномоченным на решение задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального района, проект Порядка ведения ГО вводится в действие муниципальным правовым актом, в соответствии с пунктом 13, статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», после чего в соответствии с подпунктом 2, пункта 4, статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ обнародуется и принимается к руководству.
     Второй экземпляр утвержденного Порядка ведения ГО направляется в департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области или, соответственно, в орган, уполномоченный на решение задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального района.
     Внесение изменений и дополнений в Порядок ведения ГО осуществляется по согласованию с Главным управлением МЧС России по Ростовской области и департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области или органом, уполномоченным на решение задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального района.
    
Разработка проекта Порядка ведения ГО в организации.
     Проект Порядка ведения ГО для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, разрабатывается в двух экземплярах и, до его утверждения, направляется на согласование в Главное управление МЧС России по Ростовской области и департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области.
     Проект Порядка ведения ГО для организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, разрабатывается в 2 экземплярах и, до его утверждения, направляется на согласование в орган, уполномоченный на решение задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций органов местного самоуправления, на территории которого расположена организация.
     После согласования проект Порядка ведения ГО вводится в действие распорядительным актом руководителя организации и принимается к руководству.
     Второй экземпляр утвержденного Порядка ведения ГО направляется в департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области или, соответственно, в орган, уполномоченный на решение задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций органа местного самоуправления, его согласовавшие.
     Внесение изменений и дополнений в Порядок ведения ГО осуществляется по согласованию с Главным управлением МЧС России по Ростовской области и департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области или органом, уполномоченным на решение задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций органа местного самоуправления.

3. Структура и содержание Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании и организации
 Рекомендуемая структура и содержание Порядка ведения ГО в муниципальном образовании включает разделы:
     1. Общие положения.
     2. Мероприятия по гражданской обороне.
     3. Руководство и организационная структура гражданской обороны на территории муниципального образования.
     4. Состав сил и средств гражданской обороны.
     5. Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны в муниципальном образовании.
     6. Заключительные положения.
     7. Приложения (рекомендуемые).
    
     В разделе «Общие положения» указываются основные нормативные и правовые основы подготовки к ведению и ведения гражданской обороны.
    
     В разделе «Мероприятия по гражданской обороне» определяются основные мероприятия, проводимые в муниципальном образовании в целях решения задач гражданской обороны в соответствии с Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 ноября 2008 г. № 12740).
    
     В разделе «Руководство и организационная структура гражданской обороны на территории муниципального образования» определяются:
     руководство гражданской обороной в муниципальном образовании;
     органы, осуществляющие управление гражданской обороной;
     организационная структура гражданской обороны муниципального образования (структурная схема управления гражданской обороной) (отражается в приложении);
     комиссии и коллегиальные органы, а также организации, создаваемые (осуществляющие свою деятельность) в целях реализации задач гражданской обороны в муниципальном образовании (отражаются в приложении).
    
     В разделе «Состав сил и средств гражданской обороны» определяется перечень сил и средств гражданской обороны, создаваемых и содержащихся для выполнения задач гражданской обороны на территории муниципального образования, указываются сроки их готовности к выполнению задач.
    
     В разделе «Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны на территории муниципального образования» определяются организационные основы подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании.
    
     В разделе «Заключительные положения» определяются:
     организация контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне;
     организация финансирования мероприятий гражданской обороны;
     ответственность должностных лиц и граждан муниципального образования за неисполнение обязанностей в области гражданской обороны.
    
    
     Порядок ведения ГО подписывается должностным лицом – руководителем рабочей группы, с указанием должности, фамилии и инициалов.
     На последнем листе Порядка ведения ГО размещаются подписи должностных лиц, его согласовавших:
     для городского округа и муниципального района, – начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области и директора департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области;
     для поселения – руководителя органа, уполномоченного на решение задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального района.
    
         
 Рекомендуемая структура и содержание Порядка ведения ГО в организации включает разделы:
     1. Общие положения.
     2. Мероприятия по гражданской обороне.
     3. Руководство и организационная структура гражданской обороны в организации.
     5. Состав сил и средств гражданской обороны.
     6. Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны в организации.
     7. Заключительные положения.
     8. Приложения (рекомендуемые).
    
     В разделе «Общие положения» указываются основные нормативные и правовые основы подготовки к ведению и ведения гражданской обороны.
    
     В разделе «Мероприятия по гражданской обороне» определяются основные мероприятия, проводимые в организации в целях решения задач гражданской обороны в соответствии с Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 ноября 2008 г. № 12740).
    
     В разделе «Руководство и организационная структура гражданской обороны в организации» определяются:
     руководство гражданской обороной в организации;
     органы, осуществляющие управление гражданской обороной;
     организационная структура гражданской обороны организации (структурная схема управления гражданской обороной) (отражается в приложении);
     комиссии и коллегиальные органы, а также формирования, создаваемые (осуществляющие свою деятельность) в целях реализации задач гражданской обороны в организации (отражаются в приложении).
    
     В разделе «Состав сил и средств гражданской обороны» определяется перечень сил и средств гражданской обороны, создаваемых и содержащихся для выполнения задач гражданской обороны в организации, указываются сроки их готовности к выполнению задач.
     В разделе «Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны в организации» определяются организационные основы подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в организации.
    
     В разделе «Заключительные положения» определяются:
     организация контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне;
     организация финансирования мероприятий гражданской обороны;
     ответственность должностных лиц и работников организации за неисполнение обязанностей в области гражданской обороны.
    
      Порядок ведения ГО подписывается должностным лицом – руководителем рабочей группы, с указанием должности, фамилии и инициалов.
     На последнем листе Порядка ведения ГО размещаются подписи должностных лиц, его согласовавших:
     для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне – начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области и директора департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области;
     для организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне – руководителя органа, уполномоченного на решение задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций органа местного самоуправления, на территории которого расположена организация.
    
  

Перечень рекомендуемых приложений к Порядку ведения ГО в муниципальном образовании

1. Структурная схема управления гражданской обороной в муниципальном образовании.
2. Состав служб гражданской обороны.
3. Перечень объектов, которым установлена категория по гражданской обороне, на территории муниципального образования
4. Перечень объектов гражданской обороны, с указанием регистрационного номера, на территории муниципального образования
5. Перечень объектов, подлежащих светомаскировке на территории муниципального образования
6. Перечень учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля на территории муниципального образования
7. Перечень учебно - консультационных пунктов на территории муниципального образования
8. Перечень мест массовых захоронений трупов людей и животных на территории муниципального образования
9. Перечень комиссий, коллегиальных органов, организаций, создаваемых (осуществляющих свою деятельность) в целях реализации задач гражданской обороны в муниципальном образовании.
10. Состав эвакуационных органов муниципального образования.
11. Состав, положение, обязанности председателя и членов комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций на территории муниципального образования.
12. Нормативно правовые акты в области гражданской обороны.

     
    

Перечень рекомендуемых приложений к Порядку ведения ГО в организации


1. Структурная схема управления гражданской обороной в организации.
2. Состав служб гражданской обороны организации.
3. Перечень объектов гражданской обороны организации, с указанием регистрационного номера.
4. Перечень объектов организации, подлежащих светомаскировке.
5. Перечень комиссий и коллегиальных органов, а также формирований, создаваемые (осуществляющие свою деятельность) в целях реализации задач гражданской обороны в организации.
6. Состав эвакуационных органов организации.
7. Состав, положение, обязанности председателя и членов комиссии по повышению устойчивости функционирования организации.
8. Нормативные правовые акты в области гражданской обороны.


      
Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации в области гражданской обороны
    
      Федеральные Конституционные законы:
      от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»;
      Федеральные законы:
      от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
      от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
      от 12.02.1998 г.№ 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
      от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
      от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
      от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
      от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
      от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
      от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
      от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
      от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
     
      Указы Президента Российской федерации:
      от 15.02.2006 г.  № 116 «О мерах по противодействию терроризму».
     
      Постановления Правительства Российской Федерации:
      от 01.03.1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
      от 23.04.1994 г. № 359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»;
      от 03.08.1996 г. № 924 «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
      от 10.11.1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
      от 24.03.1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
      от 22.11.1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей»;
      от 19.09.1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»;
      от 03.10.1998 г. № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне»;
      от 10.07.1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»;
      от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;
      от 16.03.2000 г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне»;
      от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;
      от 26.10.2000 г. № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»;
      от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»;
      от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
      от 30.12.2003 г № 794. «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
      от 01.12.2005 г. № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
      от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении положения о государственном надзоре в области гражданской обороны».
      от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
     
      Приказы МЧС России:
      от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
      от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»;
      от 27.05.2003 г. № 285 «Об утверждении и введении в действие правил пользования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля»;
      от 19.01.2004 г. № 19 «Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований»;
      от 28.12.2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;
      от 21.07.2005 г. № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»;
      от 21.12.2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»;
      от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»;
      от 13.11.2006 г. № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации».

Размещен:
24.02.2010 8:51:33|
Изменен:
17.01.2013 17:05:36

В начало страницы

г. Ростов-на-Дону, ул. Города Волос, 11

dpchsro2@donpac.ru

© Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области