Распечатать

Организация обязана финансировать подготовку в области защиты от ЧС
    


     В последние годы очень динамично идет совершенствование федерального законодательства, в том числе в области реформирования государственной власти, разграничения и расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. В этих условиях ключевым фактором эффективного функционирования любой системы, а тем более призванной защищать население от опасностей, возникающих как при чрезвычайных ситуациях, так и при ведении военных действий, является постоянное совершенствование ее правового поля.
     Ежегодно Департамент принимает участие в разработке и сопровождении. нормативных актов, обеспечивающих повышение эффективности решения задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и обучения населения безопасности жизнедеятельности. Изменения и дополнения, вносимые в существующие нормативные документы по этим вопросам, а также принимаемые и вступающие в силу новые законы, постановления и приказы требуют постоянной работы сними, причем не только работников гражданской обороны и РСЧС, но и руководителей организаций, а также работников их юридических служб, чего зачастую не происходит.
     Невнимательное изучение и нетвёрдое знание требований нормативных документов, а иногда и поиск путей невыполнения этих требований порождает поток обращений и необоснованных жалоб в различные инстанции, в числе которых есть даже заявление в Верховный Суд Российской Федерации. С ним, в частности, выступило Открытое акционерное общество «Илецксоль», попросив признать не действующим и не подлежащим применению абзац 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547. Однако обращение даже в такую высокую инстанцию лишь доказало приведенное нами выше утверждение о том, что издаваемые документы в рассматриваемой нами здесь сфере готовятся очень тщательно и квалифицированно и изучать их надлежит не менее серьезно.
     Для примера публикуем ниже некоторые материалы, касающиеся суда, состоявшегося по заявлению уже упомянутого ОАО «Илецксоль».



В Верховный Суд
Российской Федерации

ЗАЯВИТЕЛЬ:

Открытое акционерное общество «Илецксоль»

ЗАИНТЕРЕСОВАННАЯ СТОРОНА:

Правительство Российской Федерации



ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании не действующим и не подлежащим применению абзац 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547
(с изменениями от 1 февраля 2005 г.)


     Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 (с изменениями от 1 февраля 2005 г.) «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» было утверждено Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Абзац 4 пункта 14 указанного Положения предусматривает, что: «Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организации».
    
     Указанное Положение противоречит положениям Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», нарушает права и интересы заявителя, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
     1.  Глава 6 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» регулирует порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с ч. 2 ст. 24 данного закона организации всех форм собственности за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, участвуют только в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обязанность организаций осуществлять за счет собственных средств меры по предупреждению ЧС законом № 68-ФЗ не предусмотрена. Таким образом, абзац 4 пункта 14 указанного выше Положения противоречит положениям закона № 68-ФЗ -возлагает на заявителя обязанности, которые законом не предусмотрены.
     2. Статья 8 Конституции РФ гарантирует свободу экономической деятельности. Согласно статье 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и экономической деятельности.
     Глава 4 Федерального закона РФ № 68-ФЗ определяет порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Указанная и другие главы названного закона не содержат положений, обязывающих заявителя за счет собственных финансовых средств осуществлять финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведение учений и тренировок.
     Таким образом, обжалуемое предписание противоречит положениям закона № 68-ФЗ и нарушает права ОАО «Илецксоль», гарантированные Конституцией РФ.
     3. В соответствии со ст. 209 Гражданского Кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
     Согласно ч. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке предусмотренных законом.
     Подготовка работников предприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовка и аттестация формировании, а также проведение учении и тренировок связано с затратами денежных средств. Однако закон № 68-ФЗ не содержит положений, обязывающих заявителя за счет собственных финансовых средств, то есть за счет собственного имущества, обеспечивать выполнение мероприятий по предупреждению ЧС.
     Кроме того, проведение указанных мероприятий не урегулировано законодательством о труде. Выполнение их в рабочее время невозможно в связи с режимом работы предприятия. Возможность задержать работника в этих целях после того, как закончится его рабочее время, не предусмотрено законодательством о труде. Обязанность работников задерживаться на производстве и, соответственно, право работодателя задерживать их по окончании рабочего дня с целью подготовки в области защиты от ЧС и проведения учений и тренировок не предусмотрены действующим законодательством. Задержка работников сверх пределов установленной продолжительности рабочего времени урегулирована ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает определенные ограничения сверхурочных работ. При этом статья 152 Трудового кодекса РФ предполагает оплату сверхурочных работ, и привлечение к ним приведет к увеличению непроизводственных расходов предприятия.
     Учитывая вышеизложенное, считаем, что абзац 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. №547 (с изменениями от 1 февраля 2005г.), противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а именно ст. 24 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ нарушает положения закрепленные в ст.ст. 8 и 34 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации
     На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 ГПК РФ,

ПРОШУ:

     1. Признать абзац 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. №547 (с изменениями от 1 февраля 2005 г.) «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций приходного и техногенного характера» не действующим и не подлежащим применению.


Генеральный директор
И. В. Абдуршин

Тезисы выступления представителя ответчика на заседании
Верховного Суда РФ

     Заявитель, выдвигая требование о признании абзаца 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не действующим и не подлежащим применению, ссылается на положения ст. 24, главы 6 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Однако указанное Положение принято с учетом требований не только лишь шестой статьи, а закона № 68-ФЗ в целом.
     Вместе с тем пункт «е» статьи 14 закона № 68-ФЗ гласит: «Организации обязаны финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций».
     К мероприятиям защиты от чрезвычайных ситуаций согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 22.3.03-94 , принятого и введенного в действие постановлением Госстандарта России от 22 декабря 1994г. № 329, относятся:
     - укрытие людей в защитных сооружениях;
     - эвакуация из зон ЧС;
     - использование средств индивидуальной защиты
     - проведение мероприятий медицинской защиты;
     - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
     При этом статьей 3.9 этого ГОСТа установлено, что применение комплекса мероприятий по защите населения в ЧС должно обеспечиваться:
     -организацией и осуществлением непрерывного наблюдения, контроля и прогнозирования обстановки;
     современным оповещением руководителей об угрозе и возникновении ЧС, а также доведением до населения установленных сигналов;
     - обучением населения действиям в ЧС;
     - разработкой и осуществлением мер по жизнеобеспечению населения в случае ЧС.
     Порядок осуществления этих обеспечивающих мероприятий должен регламентироваться самостоятельным нормативным документом. В отношении обучения населения это сделано постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
     Отнесение подготовки всех категорий населения в области защиты к мероприятиям защиты и необходимость выполнения данного мероприятия в повседневной деятельности, в том числе и организациями, подтверждается и ст. 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794.
     Таким образом, из пяти основных и четырех обеспечивающих мероприятий по защите населения, выполнение которых обязаны финансировать организации на основании пункта «е» статьи 14 закона № 68-ФЗ, только участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), являющихся составной частью мероприятий по ликвидации ЧС (ч. 3 ст. 1 закона № 68-ФЗ), финансируется в порядке, установленном Правительством РФ (пункт 2 статьи 25 закона №68-ФЗ). Порядок финансирования выполнения остальных мероприятий по защите населения от ЧС должна устанавливать каждая организация самостоятельно, исходя из конкретных условий. Требования абзаца 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547, вышесказанному не противоречат.
     Исходя из этого, МЧС России считает заявление Открытого акционерного общества «Илецксоль» в части финансирования подготовки работающего населения в области защиты от ЧС не обоснованным.
     Другой довод, позволяющий опротестовать иск заявителя в целом, вытекает из следующих рассуждений.
     Заявитель согласен с требованием статьи 24 закона № 68-ФЗ, где указано, что организации должны участвовать в ликвидации ЧС за счет собственных средств. Но, согласно части 3 статьи 1 этого закона ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
     Вместе с тем, во втором абзаце пункта 4 статьи 1 Федерального закона РФ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» указано, что аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Еще раз подчеркнем - ПОДГОТОВКИ.
     Подготовка аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работающего населения включает в себя комплекс мероприятий с применением различных форм и методов обучения, в том числе проведение тренировок и учений, на которых в условиях, максимально приближенных к реальным условиям ЧС, совершенствуются знания, умения и навыки личного состава формирований по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а населения - по действиям в условиях ЧС.
     Кроме того, согласно пункту 1 статьи 12 закона № 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (от 22.11.1997 г. № 1479).
     На основании пункта «в» статьи 14 закона № 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средства для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Выполнить эти требование законодательства без финансовых затрат, как нам представляется, невозможно.
     Таким образом, требования абзаца 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера об осуществлении финансирования подготовки работающего населения в области защиты от ЧС, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок за счет организаций полностью соответствует Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.
     Хотелось бы также отметить и то, что ОАО «Илецксоль», относясь к 5 классу опасности потенциально опасных объектов, в соответствии с приказом МЧС России от 28.02.2003 г № 105, зарегистрированным в Минюсте России 20.03.2003 г. за № 4291, должно выполнять требования по предупреждению ЧС, к основным из которых относится и «подготовка персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях».
     Нельзя согласиться с утверждением заявителя и в том, что проведение мероприятий по подготовке работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций не урегулировано законодательством о труде.
     В статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что работодатель обязан обеспечить принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
     Около 90% техногенных ЧС, нештатных и аварийных ситуаций в промышленности, как показывает практика, напрямую связаны с неправильным поведением человека на производстве.
     Согласно статье 214 Трудового кодекса работники обязаны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, а также проходить обучение по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве.
     Примерной программой обучения работающего населения, разработанной и утвержденной МЧС России на основании пункта «в» статьи 13 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, из 14 часов, предусмотренных на обучение работников организации по месту работы, 50% учебного времени отведено на обучение действиям при возникновении ЧС техногенного характера и при пожарах, а также правилам оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
     Порядок выполнения требований Трудового кодекса и Федерального закона № 68-ФЗ по обучению работников организации в области безопасности, а также реализации права спасателей аварийно-спасательных формирований на совершенствование своих знаний в рабочее время, определенного пунктом 4 статьи 25 Федерального закона № 151-ФЗ, должен устанавливаться работодателем и, по нашему мнению, закрепляться в коллективном и трудовом договорах, а также в Правилах внутреннего трудового распорядка организации.
     Заявитель обращает внимание на статью 34 Конституции Российской Федерации, в которой указывается, что каждый имеет право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также на статьи 2 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие права собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.
     Вместе с тем, согласно статьям 20 и 37 Конституции каждый имеет право на жизнь и на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Положения закона № 68-ФЗ, а также постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» направлены, прежде всего, на обеспечение права каждого на сохранение жизни и здоровья в случае ЧС, а также на снижение размеров материальных потерь, в том числе и собственника.
     Таким образом, мы убеждены, что Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в целом:
     регламентирует деятельность работодателя по выполнению одного из ключевых мероприятий защиты, которое направлено на сохранение жизни, здоровья и безопасности работников от ЧС;
     не противоречит положениям Трудового кодекса РФ в части обеспечения безопасности работников;
     обеспечивает защиту прав и интересов работников и работодателей в области безопасности, гарантированных Конституцией РФ.
     На основании изложенного МЧС России считает необоснованным заявление Открытого акционерного общества «Илецксоль» и просит уважаемый суд отказать заявителю в его удовлетворении в полном объеме.
     Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества «Илецксоль» о признании не действующим абзаца 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. №547, установил:
     в соответствии с абзацем 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями от 1 февраля 2005 г.) финансирование подготовки работающего населения в области защиты от ЧС, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.
     ОАО «Илецксоль» обратилось в Верховный Суд РФ с Заявлением о признании не действующим абзаца 4 пункта 14 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
     Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству и возлагают на него обязанности, которые не предусмотрены законом.
     В суде представитель ОАО «Илецксоль» Иванков И.А. поддержал заявленные требования и пояснил, что закон не содержит положений, обязывающих заявителя за счет собственных средств финансировать подготовку работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций проведение учений и тренировок. В их организации имеется аварийно-спасательная служба, однако территориальный орган МЧС России требует от них обучения работников защите от чрезвычайных ситуаций.
     Правительство поручило МЧС России представлять свои интересы в Верховном Суде, Представители заинтересованного лица - Правительства РФ – Подлесская Т.И., Твердохлебов Н.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям федерального законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы организаций.
     Выслушав объяснения представителя ОАО «Илецксоль» Иванкова И,А,, представителей заинтересованного лица Подлесской Т.И., Твердохлебова Н.В,, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
     Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (статья 1).
     Из данного определения чрезвычайной ситуации следует «что чрезвычайная ситуация возникает как в результате какого-то опасного природного явления (ураган, наводнение и др.), так и техногенного характера, связанного с производственной деятельностью».
     Определение порядка подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций законодатель отнес к компетенции Правительства Российской Федерации (статья 20 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Реализуя полномочия, предоставленные ему законом, Правительство РФ постановлением от 4 сентября 2003 г. №547 утвердило Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
     Предусмотренное абзацем 4 пункта 14 Положения требование о финансировании подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведение организациями учений и тренировок за счет организаций соответствует действующему законодательству.
     Так, подпункт «е» статьи 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет обязанность организаций финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС. В соответствии с подпунктом «в» пункта 14 указанного закона организации обязаны осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
     Статья 7 определяет, что одним из основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения. Статья 20 - что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется: в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
     По объяснениям представителя Правительства РФ, к мероприятиям по защите работников от чрезвычайных ситуаций относятся: подготовка работающего населения к защите от ЧС, подготовка и аттестация формирований, а также проведение организациями учений и тренировок.
     Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 212 возлагает на работодателя обязанность обеспечить принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций. Аварийная ситуация на производстве относится к чрезвычайной ситуации техногенного характера.
     Соблюдение организацией требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не может рассматриваться как ограничение прав юридического лица и ущемление прав собственника.
     Доводы заявителя о противоречии оспариваемого положения пункту 1 статьи 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» являются несостоятельными.
     Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера издано во исполнение требований статьи 20 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пункт 2 статьи 24 данного закона определяет финансовое обеспечение ликвидации ЧС, которое осуществляется за счет собственных средств организаций всех форм собственности в порядке, установленном Правительством РФ.
     Оспариваемые положения нормативного правового акта не регулируют вопросы налогообложения, поэтому ссылки представителя ОАО «Илецксоль» на нормы Налогового кодекса РФ (статью 264) являются несостоятельными.
     Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушают права организаций, заявление ОАО «Илецксоль» не подлежит удовлетворению.
     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: заявление Открытого акционерного общества «Илецксоль» оставить без удовлетворения.

Размещен:
24.02.2010 8:50:46|
Изменен:
17.01.2013 12:48:47

В начало страницы

г. Ростов-на-Дону, ул. Города Волос, 11

dpchsro2@donpac.ru

© Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области