Распечатать

 

Доклад директора департамента
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Ростовской области Панова С.П. на заседании Правительства Ростовской области

 


12.09.2012


«О мерах по совершенствованию системы оповещения и информирования населения Ростовской области об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций»

 

  
 Система оповещения области представляет собой организационно-техническое объединение соответствующих сил и средств, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей в целях обеспечения доведения до населения, должностных лиц информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.Система обеспечивает запуск семисот двадцати четырех электросирен (361 включается в автоматическом режиме и 363 - вручную) и доведение по каналам телефонной связи речевой информации до 2010 абонентов.В состав областной системы  оповещения также входят локальные системы оповещения 59 потенциально опасных объектов, областной  радио-телецентр, 27 радиовещательных и 21 телевизионная коммерческая станция.Недостатком системы является то, что она охватывает оповещением, в основном, только население городов и райцентров. Если в городах доведение сигнала до населения осуществляется с помощью электросирен, то в поселениях сирен практически нет.При этом, процент оповещаемости населения техническими средствами во многих городах и районах по-прежнему остается ниже допустимого уровня. Количество технических средств оповещения, установленных в муниципальных образованиях, позволяет охватить  на сегодняшний день не более 78% населения. Такое положение дел отмечается в Обливском районе, где имеется только одна сирена. По две сирены функционируют в Боковском, Дубовском, Тацинском, Советском и Шолоховском районах.Необходимо отметить, что почти половина сирен, установленных в муниципальных образованиях, запускается только в ручном режиме. В свою очередь это приводит к значительному увеличению времени оповещения.Так, в Зверево и Советском районе  аппаратура для централизованного запуска электросирен не была установлена изначально. При наличии необходимого оборудования в Дубовском, Заветинском, Каменском, Красносулинском, Куйбышевском, Мартыновском, Морозовском, Неклиновском и Целинском районах, сирены к областной системе оповещения не подключены. По 13 сирен имеют город Донецк и Ремонтненский район, но в автоматическом режиме запускается только 3 и 1 сирена соответственно.Органами местного самоуправления не в полной мере используются возможности аппаратуры передачи речевого сообщения до абонентов, включенных в списки оповещения. В Шахтах и Донецке при возможности оповестить 30 абонентов, в данные списки включены только 14 и 21 абонент соответственно. В Тацинском районе, при такой же ёмкости, включено всего 6 абонентов. Подобные недостатки отмечаются в Таганроге, Новошахтинске, Белокалитвинском, Каменском и Куйбышевском районах. В целях повышения уровня оповещаемости населения департаментом совместно с органами местного самоуправления  проводится комплекс мер, направленных на совершенствование систем оповещения. Подготовлены и направлены в муниципальные образования области соответствующие методические рекомендации.Большинство глав муниципальных образований приняли к реализации данные рекомендации, изыскали возможности приобретения и установки дополнительных средств оповещения и информирования населения, приняли ряд управленческих решений по повышению ответственности должностных лиц.Только за последние два месяца органами местного самоуправления приобретено и установлено 360единиц различных технических средств оповещения. Это: стационарные и переносные электросирены, электромегафоны, сигнально-громкоговорящие устройства на автомобили. До конца текущего года планируется приобрести и ввести в эксплуатацию еще более 850 единиц названных средств.Активно проводится данная работа в Аксайском,Кагальницком, Зерноградском, Октябрьском и Семикаракорском районах, где закуплено и дополнительно установлено значительное количество малогабаритных электросирен и установок уличного вещания, позволяющих обеспечить оповещением практически все населенные пункты этих районов. В Азовском,Миллеровском, Красносулинском, Неклиновском, Тарасовском и Усть-Донецком районах запланировано приобретение по 50 и болееединиц данных устройств, что также позволит им повысить процент оповещаемости населения.В Миллеровском и Кашарском районах по договорам с коммерческими организациями осуществляется монтаж локальных систем оповещения с запуском электросирен по радиоканалу. В Каменском районе устанавливается радиотрансляционное оборудование с уличными громкоговорителями, позволяющее осуществлять оповещение населения путем имитации звучания сирен и передачей речевой информации.Не в полной мере осознают свою ответственность за организацию оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций в Обливском районе, где при наличии всего одной электросирены, приобретение дополнительных технических средств в текущем году не планируется, а в 2013 году оно минимально. Руководство Таганрога так же считает, что имеющихся средств оповещения в городе достаточно и планирует приобрести только                        20 электромегафонов. Недостаточно эффективно организована эта работа в Азове, Каменск-Шахтинском, Новошахтинске, Зверево, Донецке, Егорлыкском, Тацинском и Цимлянском районах, где планируется приобрести всего по 10 единиц указанных устройств.Хочу отметить, что технических средств оповещения много не бывает. Сегодня любые из них могут значительно повысить эффективность проводимых мероприятий по оповещению населения и сократить сроки их выполнения.Немаловажным фактором является обеспечение единых дежурно-диспетчерских служб, являющихся первичным звеном в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций, необходимыми техническими средствами оповещения. В частности - оснащение ЕДДС аппаратурой Градиент или Рупор, которые в каждом городе и районе, при наличии достаточного количества подключенных телефонных линий, позволяют оповещать до 500 человек и значительно сократить сроки проведения оповещения.Данная аппаратура уже установлена практически во всех ЕДДС. Исключение составляют Веселовский, Мясниковский, Пролетарский и Ремонтненский районы. При этом, если в Веселовском районе вопрос ее приобретения уже решается, то в других 3-х муниципальных образованиях, к сожалению, кроме обещаний, реальных сдвигов пока нет.В Шолоховском, Зерноградском и Сальском районах не только установили указанную аппаратуру, но и оповещают через неё, кроме руководящего состава, также квартальных и посыльных.Если в ЕДДС Заветинского, Сальского и Обливского  районов оповещение с использованием данного оборудования осуществляется по одной телефонной линии, то в Багаевском, Куйбышевском,Матвеево-Курганском и Песчанокопском районах - по двум линиям, что значительно увеличивает время дозвона до абонентов. При этом увеличить количество линий можно достаточно просто, например, за счет подключения к аппаратуре телефонов, установленных в администрациях. Эти мероприятия уже выполнены в Азовском, Аксайском, Кашарском, Красносулинском, Миллеровском, Чертковском и Шолоховском районах, где количество линий увеличено от 3 до 6, а в Зимовниковском районе - до 8, что позволило им значительно сократить время доведения информации.    Сегодня во всех муниципальных образованиях организационные мероприятия спланированы, необходимые силы и средства определены.Однако далеко не всегда то, что отражено в планах и графиках, выполняется на практике. Так, при проведении тренировок, не в полном объеме привлекаются транспортные средства, оборудованные громкоговорящими установками, в Багаевском, Волгодонском, Матвеево-Курганском, Морозовском, Обливском и Чертковском районах, что еще раз подтвердила проведенная 5 сентября годовая проверка.В Неклиновском и Цимлянском районах постановления об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях устарели, руководители в повседневной деятельности опираются  на  нормативно-правовые  документы,  утратившие  свою  силу.Проведенные проверки и тренировки показали необходимость совершенствования информационно-разъяснительной работы с населением о порядке реагирования на сигналы оповещения.Подготовленность населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, к сожалению, еще крайне низка. Люди не доверяют информации, не реагируют на оповещение, не верят в неблагоприятное развитие событий и до конца держатся за свое имущество.Важную роль в повышении информированности населения могут оказать радио и телевидение, печатные издания, распространение соответствующих памяток. Большими возможностями по доведению необходимой информации до жителей области располагает Интернет, так как практически в каждом доме имеется компьютер с доступом в глобальную сеть.При этом необходимо отметить, что во всех муниципальных образованиях имеется сайт администрации, но не на каждом из них отражены вопросы организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Так, на сайтах администраций Мартыновского и Шолоховского районов документы не обновлялись с 2011 года и были уточнены только после соответствующих указаний. На сайтах Азова, Батайска, Гуково, Веселовского, Константиновского, Куйбышевского и Сальского районов вообще не была размещена информация по вопросам оповещения населения.В результате проведенной работы данный недостаток устранен всеми муниципальными образованиями. Надеюсь, что должностные лица органов местного самоуправления, где были выявлены отмеченные недостатки, сделают своевременные выводы, примут соответствующие решения и выполнят все мероприятия по совершенствованию систем оповещения и информирования населения.Наше требование одно - в каждом муниципальном образовании должен быть определен надежный путь доведения до населения всем ясного и понятного сигнала оповещения.Практическая отработка этих вопросов выполняется на тренировках с задействованием технических средств оповещения и информирования населения. В муниципальных образованиях они проводятся ежемесячно и ежеквартально. Дополнительно внеплановые тренировки муниципальных систем оповещения проведены 18 июля и 8 августа.Дважды в год под руководством департамента проводятся комплексные тренировки системы оповещения с выполнением всех организационных мероприятий в полном объеме. В этом году уже проведено 6месячных и 3квартальные тренировки.В ходе последней тренировки, которая проводилась 5 сентября,  отрабатывался весь комплекс мероприятий в реальном масштабе времени. Контроль доведения информации до жителей области осуществлялся на местах руководителями органов ГО и ЧС и сотрудниками департамента, с непосредственным выездом в населенные пункты.Большинство руководителей муниципальных образований, в том числе проверенных департаментом, ответственно подошли к выполнению спланированных мероприятий. В лучшую сторону отмечаются  Орловский и Песчанокопский районы, где своевременно был осуществлен запуск электросирен, четко проведено оповещение посыльными и автомобилями, оборудованными громкоговорящей связью. Отработанная система позволила не только охватить оповещением жителей населенных пунктов в установленный срок, но и каждому из них выдать памятку по действиям населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.На высоком уровне прошла тренировка в Азовском,Аксайском, Зимовниковском, Кагальницком, Красносулинском, Миллеровском, Октябрьском и Сальском районах, в которых спланированные мероприятия выполнены в полном объеме с привлечением максимального количества автотранспорта и посыльных.На совещании, проведенном 7 сентября в режиме видеоконференции, информация о результатах тренировки доведена до руководителей всех муниципальных образований области для принятия мер по устранению выявленных недостатков.В целях дальнейшего совершенствования системы оповещения и информирования населения, проверки устранения замечаний,                              26 сентября будет проведена внеплановая тренировка с задействованием технических средств и выполнением организационных мероприятий в полном объеме, с выездом специалистов в населенные пункты области для контроля.На основании проводимых в текущем году технических проверок можно сделать вывод, что существующая система оповещения в целом позволяет довести до населения, соответствующих должностных лиц информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций. Но вместе с тем, оборудование уже выработало установленный ресурс и имеет срок эксплуатации более 30 лет. Назрел вопрос её модернизации на основе комплексов технических средств, построенных на базе новых технологий.В этом направлении с 2010 года в области проводится целенаправленная работа. Разработаны и прошли экспертизу проекты реконструкции системы оповещения, в соответствии с которыми в районах и городах области должна быть проведена замена устаревшего оборудования на более современное.В рамках реализации этих проектов уже проведена реконструкция системы оповещения в Батайске, Волгодонском, Багаевском, Семикаракорском, Константиновском, Цимлянском и Усть-Донецком районах.В 2013-2014 г.г. планируется проведение реконструкции локальных систем оповещения в Ростове-на-Дону, Аксае, Азове, Новочеркасске, Таганроге, Новошахтинске, Каменск-Шахтинском, Шахтах, Аксайском районе и в 30-км зоне атомной электростанции – в городе Волгодонске, Волгодонском, Цимлянском, Дубовском и Зимовниковском районах.С целью дальнейшего совершенствования системы оповещения и информирования населения области рассматриваются возможности более широкого использования операторов сотовой связи, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового скопления людей, создания системы обеспечения вызова экстренных служб через единый номер 112, внедрения инновационных проектов с использованием современных технологий.Проводимая работа позволит не только значительно обновить оборудование, но и сократить время доведения  сигналов оповещения до населения муниципальных образований. 

Размещен:
29.10.2012 17:01:37|
Изменен:
29.10.2012 17:54:36

В начало страницы

г. Ростов-на-Дону, ул. Города Волос, 11

dpchsro2@donpac.ru

© Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области